Функции социального работника — это должностные обязанности социального работника, которые непосредственно связаны с выбранной трудовой деятельностью.
Конкретные задачи социального работника определяются в зависимости от того, с какой категорией граждан он взаимодействует. Взаимодействие социального работника и пожилого человека помогает последнему удовлетворить ряд потребностей, с которыми самостоятельно он не может справиться.
Специфика работы говорит о том, что социальному работнику ежедневно необходимо выполнять широкий спектр задач и большой ряд ролей. Социальный работник, в зависимости от поставленных задач, выполняет следующие роли. Впервые познакомившись с человеком, которому необходима социальная помощь, социальный работник играет роль консультанта-помощника.
Его задача — помочь человеку сформулировать свою проблему.
Выполняя роль эксперта, социальный работник совместно с клиентом ищут пути решения проблемы, структурируют основные рекомендации и формируют план действий. Роль посредника (брокера) характеризуется тем, что социальный работник является связующим звеном между клиентом и иными организациями. В его задачи входит направление клиента к грамотному специалисту, который сможет решить возникшую проблему.
Для этого ему необходимо хорошо разбираться в деятельности социальных служб, а также средствах поддержки граждан, чтобы качественно справиться со своей ролью. Социальная помощь может заключаться в предоставлении каких-либо льгот, пособий, субсидий, консультации узких специалистов и т.д. Роль учителя. Задача состоит в том, чтобы научить клиента адаптироваться к новым жизненным условиям. Социальный работник предоставляет своему клиенту всю необходимую информацию, помогает разобраться с возникшими трудностями, совместно формирует новую модель поведения, помогает разобраться в конфликтных ситуациях и грамотно из них выходить.
Выполняя роль адвоката, перед человеком стоит задача помочь клиенту в полной мере реализовать свои права. К ним может относиться право на получение каких-либо выплат, положенных по закону, право на безопасность и т.д. Роль аналитика. Основная задача — проанализировать чувства и эмоции, которые испытывает клиент, чтобы найти решение проблемы, которая перед ним возникла. Роль мобилизатора или агента изменений. Социальный работник помогает клиенту улучшить качество жизни, путем выявления проблем, которые этому мешают.
Занимая данную роль, в большинстве случаев социальный работник старается усовершенствовать систему поддержки отдельных слоев общества, которые в этом непосредственно нуждаются. В ходе своей трудовой деятельности социальный работник может одновременно выполнять несколько ролей. Задачи, которые ставятся перед каждой ролью, могут меняться в зависимости от того, в какую жизненную ситуацию попал клиент и какие социальные услуги готова предоставить организация, где осуществляет трудовую деятельность социальный работник.