Социальная история клиента — это тщательное изучение особенностей жизни человека с описанием прошлого и настоящего. Эти данные, как правило, указываются в медицинской карте и в социальной карте клиента. Сюда включаются данные о физическом и психологическом состоянии, о взаимоотношениях в семье и в обществе, об активности в социуме и т.д. Сбор данных осуществляется по документам и прямому наблюдению за клиентом и его жизнью. На основе полученных данных осуществляется планирование дальнейшей работы с человеком.
Составление социальной истории клиента включает в себя ряд мероприятий:
- Составление личной характеристики клиента, которая включает: дату и место рождения, адрес проживания, брак, религиозная и этническая принадлежность.
- Сбор данных о семье: описание данных о ближайших родственниках (имя, дата рождения, адрес проживания), информация о желании и возможности родственников оказывать поддержку клиенту, его личное отношение к такому взаимодействию.
- Наличие образования, его уровень, имеющиеся дополнительные знания, учёные степени и т.п.
- Работа: где и кем работает клиент, прежние места работы, время и причины, по которым место работы менялось, насколько клиент удовлетворён своей трудовой деятельностью, нуждается ли он в ней и с какой целью её осуществляет.
- Состояние физического и психического здоровья: есть ли ограничения в полноценной жизнедеятельности, способности к самообслуживанию.
- Окружение клиента: взаимоотношения с окружающими, социальная активность.
- Личное отношение клиента к своей жизни, своим взаимоотношениям, обязанностям и имеющимся ограничениям.
Второй этап составления социальной истории клиента – это исследование проблем, потребностей и ожиданий.
Необходимо понять, почему клиент потребовалась социальная помощь и как долго у него имеются обстоятельства, ставшие проблемой. Также выясняются особенности решения данной проблемы: предпринимал ли клиент попытки исправить ситуацию, какие факторы повлияли на результат. Также выясняются потребности, которые не удовлетворены.
Итогом данного исследования становится определение возможностей и препятствий в социальной помощи клиенту. Здесь определяются ожидания человека от данного взаимодействия, в каком направлении он хочет двигаться, чем интересуется, имеются ли у него факторы, способные повлиять на успешное решение проблемы, имеются ли внутренние ресурсы и мотивация. Не менее важно, чтобы ожидания клиента соответствовали реальной ситуации.
Для каждой проблемы набор данных и подход к взаимодействию выбирается индивидуально. В сложных ситуациях может потребоваться дополнительная информация.