Этический кодекс социального работника — свод основных правил, принципов, норм и особенностей профессиональной деятельности социального работника, направленных на оказание качественных услуг и защиты прав и интересов клиентов.
Указанные нормы относятся не только к деятельности социального работника во время его взаимодействия с клиентом, но и к его поведения во время внеслужебной деятельности. В обязанности социального работника входит четкое понимание всех этических норм, которые приняты при взаимоотношении между людьми, а также умение их применять в своей профессии.
Этика, используемая в профессиональной деятельности, имеет свои собственные установленные морально-нравственные принципы, которые могут отличаться от общепринятых.
Этический кодекс социального работника в Российской Федерации был принят на Межрегиональной ассоциации работников социальных служб в 1994 году.
В его основы легли принципы, которые прописаны в Этическом кодексе Международной федерации социальных работников. К основным моментам Этического кодекса стоит отнести описание главных моральных принципов при работе с клиентами, во время взаимодействия с коллегами и всем остальным обществом.
Согласно Этического кодекса социальный работник несет моральную ответственность перед клиентом, которая имеет ряд своих основных принципов. Социальный работник должен отдавать приоритет интересам своего клиента. Они должны быть гуманны к людям, с которыми взаимодействуют. Перед тем, как принять какое-либо решение, социальный работник должен оценить его влияние на благополучие своего клиента.
В работе с клиентами социальный работник обязуется не разглашать полученную им информацию и гарантирует анонимность предоставляемых им услуг. Социальный работник не решает проблемы своего клиента, а только направляет его и помогает сделать самостоятельный и осознанный выбор. Перед социумом социальный работник также несет моральную ответственность.
Ее принципы заключаются в следующем. Профессиональная деятельность социальных работников благоприятно влияет на развитие всего общества. Работник социальной службы не должен отдавать какое-либо предпочтение при выборе клиента, а откликаться на любую просьбу о помощи вне зависимости от полового признака, финансового благосостояния, расовой принадлежности и т.д.
Основные принципы моральной ответственности социального работника перед своими коллегами и профессией в целом заключаются в следующем. Социальный работник должен находиться постоянно в процессе обучения, стремиться к новым знаниям и внедрять их в свою профессиональную деятельность.
Работник социальной службы должен контактировать со своими коллегами, обмениваться с ними опытом и знаниями, что повысит его собственный профессионализм. Социальный работник должен уважать своих коллег и доброжелательно к ним относиться.