Качество жизни пожилых людей — это определение, которое применяют для характеристики условий жизни отдельного человека или социальной группы в условиях общества. У качества жизни много критериев, которые условно можно разделить на 2 группы: объективные и субъективные.
С объективной стороны, качество жизни оценивается по уровню удовлетворённости основных потребностей человека. В расчёт берётся материальное благосостояние, физическое здоровье, условия жизни, социальное положение и т.д. Качество жизни оценивается по уровню жизни и здоровья, а также по возможности самореализации.
Субъективные критерии, это не внешние характеристики, а скорее внутреннее душевное равновесие. Субъективная оценка строится на том, какой жизненный опыт получил человек. В зависимости от этого, человек оценивает качество собственной жизни.
В большинстве случаев, субъективная оценка, это уровень счастья и удовлетворённости жизнью в целом и всеми её сферами.
Западные исследования показали, что пожилой человек оценивает качество своей жизни гораздо выше, чем молодой. Причины такой оценки могут быть разными. По мнению психологов, такой взгляд на качество собственной жизни у пожилого человека обусловлен тем, что они отрицают проблемы или относятся к ним проще. Для них, признание того, что они не удовлетворены жизнью, повлечёт необходимость решить проблемы, исправить ситуацию, а они не всегда способны на это. Они намеренно отрицают, что проблема есть и она серьёзная, что в результате приносит им большее удовлетворение жизнью, чем могло бы быть при реальной оценке ситуации.
Более того, чтобы избежать сложностей и беспокойства, пожилые люди стараются избегать ситуаций, которые могут стать факторами, снижающими удовлетворения жизнью. Другими словами, они абстрагируются, избегают и отрицают всё, что может повлиять на их счастье. Конечно же, не стоит забывать о том, что притязания пожилого человека достаточно скромны, поэтому их проще удовлетворить и сохранить качество жизни. При этом требования к жизни у пожилого человека остаются низкими.
Для социального работника, оценка качества жизни пожилого человека должно быть важным направлением. При этом, взаимодействуя с клиентом, нужно оценивать как объективные критерии (условия жизни и состояние здоровья, взаимоотношения в семье и т.д.), так и субъективные (как он оценивает свою жизнь, насколько ей удовлетворён и т.д.).
Результатом такого взаимодействия станет определение направлений социальной работы, формы дальнейшего взаимодействия и услуг, в которых пожилой человек нуждается. При помощи специалистов, у пожилого человека могут быть сформированы новые потребности, интересы и цели, реализация которых поднимет качество его жизни.